Как создать и раскрутить свою тур.фирму? Интервью с Тарасом Поздним, создатель проекта «Кулуара»

Привет всем! Сегодня не пост про различные туристические прелести, хотя они также будут. Если прошлая статья была на тему «что лучше: коммерческие или дикие поход», то тема нашей беседы сегодня — создание и раскрутка туристической фирмы, которая водит людей в горы, а не на пляжи 🙂 Прошу любить и жаловать — Тарас Поздний, создатель проекта «Кулуар».

taras2

Привет Тарас, спасибо что согласился на интервью. Первый вопрос всегда один — расскажи немного о себе, чем занимаешься, какое социальное положение, где живешь, где был, куда ходил и т.д.

Привет, Михаил! Это тебе спасибо, что решил взять интервью, очень приятно:) И так, родился я в Белой Церкви – небольшом, но и не маленьком городе, вблизи Киева. Сначала учился в обычной школе, потом в Белоцерковском экономико-правовом лицее, по окончанию которого поступил в КПИ на факультет ИЕЕ, специальность энергоменеджер (или как-то так).

Уже на последних курсах понял — я настолько сильно люблю природу и горы, что обычная работа мне не подойдет. Нужно связать работу с хобби, так и появилась идея создания своего проекта. После окончания КПИ вернулся в родной город и пока живу тут. Что будет дальше? Поживем – увидим.

В настоящее время не женат, кроме туризма увлекаюсь спортом (турнички, футбол, капоейра...), сайтами, раньше очень много читал фентези, но в последнее время отдалился – нету столько времени. Или, может, уже перерос чтение развлекательных книг, если и читаю, то что-то полезное.

Родители были альпинистами, но со временем переквалифицировались в туристов, подрабатывали инструкторами и брали нас с сестрой с собой в походы. В первый свой поход (Карпаты) я пошел в 9 лет, потом был небольшой перерыв и где-то с 11-12 по 3-4 похода каждый год. В основном Крым-Карпаты. Чуть позже добавился и Кавказ. В основном хожу в пешие или горные походы, но был и в парочке водных.

Наши, украинские, горы чрезвычайно красивы, но Кавказ круче в разы! А ведь Крым, Карпаты и Кавказ – это лишь маленький кусочек нашей воистину прекрасной и необъятной планеты! Хочется увидеть все и побывать везде! Поэтому, одной из целей является парочка походов/поездок в новые страны каждый год. Пока есть возможность, позволяет здоровья, нужно брать от жизни максимум!

Так ты потомственный турист получается :). Расскажи немного о своём проекте, я проwww.kuluarbc.com.ua. Как идея появилась, с чего начинал, какие начальные трудности были и как вообще попал в коммерческий туризм.

Получается, что потомственный=) Как появилась идея создания своего проекта? Началось все опять же, с родителей. Как я уже говорил, они подрабатывали инструкторами, а позже, пару раз за год, во время отпуска на основной работе, собирали группы и водили в походы. Я ходил помощником и учился. Где-то на втором курсе я уже сам собрал группу с друзей и их друзей и провел поход по Крыму.

Денег я собирал немного, но какую-то прибыль все равно получил. И, надо сказать, это очень радовало, ведь жить в Киеве на стипендию студента – дело не простое. Пока учился, проводил парочку походов за год — стандартно на Новый Год в Карпаты, на майские в Крым и летом — Крым и Карпаты. Походов немного и людей хватало, сарафанное радио работало, были постоянные участники.

Но учеба подошла к концу, надо было искать постоянную работу. Само собой, что нигде мне не дадут три месяца отпуска, чтобы я мог вдоволь нагуляться по горах. А парочки походов в год – явно мало, чтобы обеспечить себя куском хлеба на жизнь. Надо было что-то делать и мне виделся единственный выход – сделать сайт (интернет наше все) и начать его раскручивать, искать людей всеми доступными способами.

Денег на заказной сайт не было, но было время и я начал делать сам. Понаделал много ошибок, так как знаний вначале не было, но со временем их исправлял, и сайт становился лучше и популярнее. Пожалуй, момент создания сайта и можно считать зарождением проекта «Кулуар».

Какие сложности? Пожалуй, стандартные для всех начинающих предпринимателей. Первая – это клиенты. Заключается в наработке базы постоянных и привлечению новых. Сюда входит: СЕО, сарафанка, вк и другие способы рекламы. Но привлеченных клиентов нужно еще и удержать.

Поэтому мы стараемся сделать походы как можно более интересными, недавно был разработан новый, уникальный в своем роде продукт – приключенческий поход-квест. Детальнее почитать о нем сможете у меня на сайте. Вторая проблема – это организация и проведение большого количества походов. Ведь для каждого похода нужно составить меню, оформить страховку, выпуститься в МКК, зарегистрировать группу в КСС, пообщаться с участниками... Но все решаемо))

А главное во всем этом то, — что мне нравится, чем я занимаюсь. Лично мое мнение – работа должна быть хобби и приносить удовольствие! Зачем тратить огромную часть жизни на занятие, что не нравится?

taras1

А не сталкивался с негативом по поводу коммерции? Мы прекрасно понимаем, что можно пойти в поход бесплатно, самим всё организоваться, я лично так и хожу, курс даже про это написал:) На форумах жутко матюкают тех, кто занимается но коммерцией. НО, я заметил, что людей меньше не стало в горах, что в коммерческие походы ходят еще как.

Честно говоря, пару раз приходилось, но не часто. Менталитет у нас такой, что все хочется на шару (не у всех, конечно). Самому ходить в походы дешевле, но ведь не все это могут. Кому-то не достаточно опыта и знаний, у кого-то нету компании, кто-то по других причинах не может/не хочет идти в поход сам – именно таким людям мы и предлагаем наши походы.

Пускай они идороже, ведь в цену входят все возможные регистрации, страховка, услуги инструктора, зато безопаснее и интереснее. Да и силком я ведь никого не тяну с собой! Часто люди хотят пойти сами и обращаются за советом, я всегда помогу и подскажу, как лучше пройти, проехать, что посмотреть (если знаю=). Идти самим или с инструктором – личный выбор каждого.

А людей меньше не стало, потому, что коммерческие походы дают возможность насладится красотой природы абсолютно всем, а не только подготовленным туристам.

Приключенческий поход-квест – это новый продукт, в основе которого объединены принципы обучения, игры и соревнования. В начале маршрута участникам группы выдается карта, объясняется как ориентироваться и уже сама группа ищет нужную тропу или дорогу, а инструктор лишь контролирует и подсказывает, при надобности. Планируется много игр и конкурсов на маршруте.

А в конце два лучших участника (один по выбору группы, второй по решению инструктора) получат призы – рюкзак и палатку. Так что такой поход не только гарантирует вам отличное времяпровождение, но и дает возможность выиграть ценный приз.

Новый продукт это круто, интересно придумал. А вот как привлечь в свой коммерческий поход людей и что лучше\хуже работает. Сайт, форумы, SEO, группы вконтакте, сарафанное радио или что-то еще?

На начальном этапе наилучшим инструментом для привлечения людей была реклама в поиске. Да, это стоит денег, но больше способов засветиться молодому сайту на первых позициях выдачи я не придумал. СЕО, конечно, более надежно и предпочтительнее, но продвижения сайта требует время и денег, а их надо откуда-то брать.

Сарафанное радио хорошо работало во все времена, всегда есть друзья и друзья друзей, которые хотят пойти в поход. Вот с форумами как-то не заладилось, пробовал делать рассылки, создавал темы, приглашал людей, но эффекта от этого было не много. Соцсети считаю одним из самых перспективных способов поиска клиентов, и со временем их вес будет только увеличиваться. Но работать с ними нужно осторожно, так как банят очень быстро=)

Ты имеешь ввиду Яндекс.Директ и Google Adsense? Реклама такого рода окупается? Да и как именно продвигаешь свой проект в соц.сетях, видел у тебя группу «Кулуар» в которой более 2000 пользователей, как их набрал? Или какой-то другой способ.

Честно говоря, Директом не пользовался, так как не считал Яндекс сильно популярным в Украине. Ставил Google Adsense, при правильном подходе окупается, ведь на то она и реклама, чтобы окупаться и приносить прибыль 🙂

В контакте стараюсь по пару раз в день постить в группу интересные картинки, демы, участники лайкают и рассказывают у себя на стене. Это приносит по несколько человек в день. Не самый быстрый способ, зато так в группу попадают тематические участники, кому действительно интересен туризм. А так просил друзей приглашать своих друзей в группу (какая-то тавтология получилась).

Хотя 2-3к участников в группе я не считаю много, поэтому и советовать ничего особо не могу. Лучше пускай расскажут те, кто раскрутил свои группы до 100к и более, вот их бы я послушал!

taras

Многим и твоих результатов хватит 🙂 Для горной ниши это не так мало. Расскажи, а как обычно проходят ваши походы, с чего начинается, какие-то организационные моменты, как группа выходит намаршрути как уезжает домой. От А до Я и были нетипичные ситуации — ножку кто-то сломал, потерялись, или запретили выход в горы и т.д.

Через сайт, контакт или другим способом желающие пойти в поход попадают на меня. Мы общаемся, обычно у людей много вопросов, особенно у новичков, поэтому нужно толково и с терпением им отвечать. Формирование группы в основном завершается за две недели до похода, после чего я выпускаю маршрут в МКК и регистрирую в КСС. На группу оформляется страховка.

Иногда часть группы едет с Киева и мы встречаемся с ними уже в поезде, с остальной частью встреча происходит на вокзалах Симферополя или Ивано-Франковска. После знакомства садимся на заказной или рейсовый транспорт и едем к началу маршрута. По прибытию в начальную точку (или еще на вокзале) инструктор раздает каждому его часть общественного снаряжения, продуктов.

Далее, собственно, сам поход. Все идут дружной компанией, собирают дрова, ставят лагерь, ходят за водой, дежурят. Все как всегда)) В конце маршрута бывает, что у парочки человек поезд раньше, чем у основной группы, они покидают лагерь первыми. С остальными же садимся на автобус и едем на вокзал.

После похода списываемся и обязательно обмениваемся фотками. Если люди с одного города, то часто потом собираются на пикники. Такая дружба обычно хорошая и долгая, ведь сам знаешь, как Высоцкий пел: «Друга в горы тяни, рискни...»
Слава богу, пока все наши походы обходятся без серьезных травм. Небольшие растяжения, царапины, ушибы, простуда – все это было, но не мешало участникам продолжить маршрут. Проблемы с погодой... Да, бывало. В прошлом году было штормовое предупреждение, во время зимнего восхождения на Говерлу, нас об этом предупредили в КСС, но выпустили прогуляться.

Пока шли в зоне леса – все было нормально, но как стали подыматься выше, начался очень сильный ветер, буквально сдувал с ног. Пришлось повернуть назад. Горы будут стоять годами, а здоровье нужно беречь. В этом же году нам покорились и Говерла и Петрос без особых проблем.

Еще был совершенно противоположный случай в Крыму. Пару год назад, кажется в июле, хотели пройти с Бахчисарая, через Ангарский перевал, Долину привидений к водопаду Джур-Джур и спуститься к морю (маршрут — Через звезды к водопадам). Тогда еще даже сайта не было... Так вот, лето выдалось чрезвычайно жарким, маршрут в КСС выпустили, но после этого леса Крыма закрыли для посещений. Думаю, и сам помнишь, тот момент?

В результате мы два дня потусили в окрестностях Бахчисарая, потом переехали под Долина привидений и постояли там. После чего уже пошли прямо на море. Неделя на море – хорошо это или плохо? Мы накупались, наелись арбузов, наигрались в мафию... Пускай у нас не получился категорийный поход, но зато отдохнули отлично! А некоторые назвали этот поход лучшим, имея за спиной до десятка других! Итог: все что не делается – к лучшему!

Можешь написать краткий план для будущих предпринимателей. Конкретно с чего начать, что попробовать, как быть дальше. Кратенький такой мастер-план, чтобы новичкам в этом деле было понятно, как в действительности можно зарабатывать на походах.

Предлагаешь моим будущим конкурентам дать, чего не было у меня? =)) Окей, кратенько в двух словах, как я это вижу сейчас!

1.Первое и основное – вы должны любить горы, вы должны любить природу и походы. Если не любите – даже не начинайте.

2.Нужен опыт. Опыт не только участия, но и руководства походами, желательно на коммерческой основе. Где его взять? Соберите группу друзей или знакомых и возьмите с них деньги. Не много, так чтобы окупилась поезда и вы получили небольшую прибыль. За один такой поход вы получите опыт и руководства и коммерции. Походите так не много, поймите, нужно ли оно вам?

3.Если планируем водить не только друзей нужно задуматься, где искать клиентов. Создаем группу вк и делаем сайт. Сайт можно сделать самому (я так делал) или, если есть деньги, заказать.

4.Налаживаем контакты с КСС и страховой компанией. Если планируются категорийные походы, то и с МКК.

5.Как только группа и сайт начинают давать клиентов, легализируем дело и регистрируем ФОП.

6.Ацки трудимся над сайтом, группой вк, организацией походов и всем остальным, понемногу наращиваем обороты.

7.Помните, это не просто. Вспоминая, сколько было сделано, я задумываюсь, а взялся бы я за это еще раз? Хотя да, взялся бы, мне это нравится!

8.Если у вас есть идеи по сотрудничеству – пишите, обсудим.

На этом все дорогие друзья! Мне лично с Тарасом было приятно поболтать, тем-более классные и интересные фишки рассказал, тема коммерции очень пикантная, об этом мало кто говорит, особенно изнутри и как это всё на самом деле происходит!

Если вы хотите получать еще статьи с моего блога, то подписывайтесь на рассылку! Комментарии приветствуются!

Поделитесь с друзьями


Ваши комментарии